Назад к оглавлению

Инструменты

  Чтобы выбрать инструмент, кликните на соответствующей кнопке панели выбора инструментов.





Select Tool



  Этот инструмент позволяет выделить определенные объекты модели. Четыре кнопки соответствуют четырем режимам выделения:
  • Вершины (клавиша 1);
  • Треугольники (клавиша 2);
  • Полигоны - группы копланарных треугольников (клавиша 3);
  • Группы (клавиша 4);
  В зависимости от выбранного режима доступны дополнительные опции.

  В режимах выделения треугольников, полигонов и групп доступна опция By Vertex, при включении которой объекты будут выделяться только при выделении их вершин.

  В режиме выделения групп доступна опция Group/Smoothing Group, с помощью которой можно выбрать какой тип группы нужно выделить.

  Во всех режимах доступна функция Grow, которая выделяет треугольники, имеющие выделенные вершины. Вот пример ее работы:



  Чтобы выделить объект, кликните по нему левой кнопкой мыши в любом вьюпорте. Чтобы по очереди выделить несколько объектов, удерживайте клавишу Shift и нажимайте левой кнопкой мыши по каждому из них.

  Чтобы снять выделение с объекта, кликните по нему правой кнопкой мыши удерживая клавишу Shift.

  В ортогональных (2D) вьюпортах доступно выделение с помощью рамки. Удерживайте нажатой левую кнопку мыши и переместите указатель чтобы выделить сразу несколько объектов. Удерживайте нажатыми Shift и правую кнопку мыши и переместите указатель чтобы снять выделение сразу с нескольких объектов.

  Если включена опция Ignore Backfaces, в ортогональных вьюпортах будут выделяться только те треугольники, лицевая часть которых видна в данной проекции.



Move Tool (Q)



  Этот инструмент перемещает выделенные вершины.

  Чтобы переместить выделенные вершины, удерживайте нажатой левую кнопку мыши в любой 2D-проекции и перемещайте указатель. При выборе данного инструмента во всех 2D-вьюпортах отображаются стрелки, показывающие по каким осям будет осуществляться перемещение:



  Активные оси обозначены желтым цветом. Чтобы перемещать объекты по одной оси, наведите указатель мыши на соответствующую стрелку, после чего переместите указатель удерживая левую кнопку мыши.

  Также доступно перемещение объектов на определенное расстояние, введенное в поля ввода. Введите нужные значения и нажмите кнопку Move либо клавишу Enter чтобы переместить объекты.

  Опция Clone позволяет создать произвольное число копий объектов, перемещенных на заданное расстояние. Введите число копий в поле Number of clones и режим вычисления расстояния Interpolate либо Extrapolate (Интерполяция и Экстраполяция). См. рисунок:





Rotate Tool (W)



  Этот инструмент вращает выделенные вершины вокруг выбранной оси. При выборе инструмента в 2D-вьюпортах отображаются оси вращения:



  Чтобы вращать объекты, удерживайте нажатой левую кнопку мыши в любой 2D-проекции и перемещайте указатель. Чтобы переместить ось вращения, наведите указатель мыши на окружность и перемещайте ось удерживая левую кнопку мыши.

  Также доступна автоматическая установка осей вращения кнопками в опциях инструмента:
  • Bounds Center - центр габаритов выделенных вершин;
  • Simple Average - среднее арифметическое выделенных вершин;
  • Origin - начало координат;
  При вращении в статусной строке показывается угол, на который в данный момент произведен поворот.

  В опциях инструмента можно установить шаг угла вращения Snap Angle. Или удерживать Z чтобы привязать вращение к 45°.

  Опция Clone аналогична опции инструмента Move Tool



Scale Tool (E)



  Этот инструмент позволяет масштабировать выделенные вершины. При его выборе во всех 2D-вьюпортах отображается вспомогательная рамка и крестик, относительно которого выполняется масштабирование.

  Выполнять масштабирование можно несколькими способами:
  • В произвольной области любого 2D-вьюпорта (по двум осям);
  • С помощью одной из осей вспомогательного крестика (по одной оси);
  • С помощью вспомогательной рамки (по одной или двум осям);
  • Равномерно с помощью вспомогательных областей (по двум или трем осям).
  Активная ось, вдоль которой происходит масштабирование обозначена желтым цветом. Чтобы масштабировать объекты в равной мере по двум осям, воспользуйтесь этой областью:



  С помощью этой области выполняется равномерное масштабирование по всем трем осям:



  Переместить точку, относительно которой выполняется масштабирование, можно перетягиванием центра вспомогательного крестика с помощью указателя мыши либо кнопками группы Set Pivots в опциях инструмента:
  • Bounds Center - центр габаритов выделенных вершин;
  • Simple Average - среднее арифметическое выделенных вершин;
  • Origin - начало координат;
  Также доступно масштабирование объектов по числовым значениям, введенным в поля ввода. Для этого введите нужные значения и нажмите кнопку Scale либо клавишу Enter. При этом масштабирование будет осуществляться относительно точки указанной в Relative to.

  С помощью кнопок Half и Double можно соответственно уменьшить и увеличить объекты вдвое.



Extrude Tool (R)



  Этот инструмент включает в себя три "под-инструмента":
  • Extrude;
  • Bevel;
  • Inset.


  В режиме Extrude доступны такие опции как:
  • Leave Original - оставить копию исходных треугольников (копия разворачивается в обратную сторону). Это полезно для превращения плоских тел в объемные;
  • Direction - направление извлечения. В режиме By Normals вершины перемещаются в направлении нормалей их треугольников. В режиме Linear вершины перемещаются аналогично инструменту Move;
  • Auto Smooth - если включено, боковым треугольникам назначаются группы сглаживания, выбираемые по максимальному углу между треугольниками (By Angle). Либо все треугольники привязываются к одной группе сглаживания (Single Group).
  Во всех трех режимах доступна работа по числовым значениям. Для этого введите нужные значения и нажмите кнопку Extrude/Bevel/Inset (в зависимости от режима) либо клавишу Enter.



Polygon Tool



  Данный инструмент имеет три режима работы:
  • Triangle - треугольник;
  • Polygon - полигон;
  • Complex Polygon - сложный полигон (возможно, с отверстиями и специфической топологией).
  В режиме Triangle для создания треугольника нужно кликнуть в 2D-вьюпортах там, где должны быть расположены его вершины. Если навести указатель мыши на уже созданную вершину, последняя начнет мигать - это значит, что при клике по ней новая вершина создана не будет, а будет использована имеющаяся. Такое поведение можно отключить опцией Snap to vertices.



  Аналогично создаются полигоны (режим Polygon). За исключением того, что все вершины нужно выбирать в том вьюпорте, где был совершен первый клик. Ребра полигона не должны пересекаться.
  Чтобы завершить создание полигона кликните на первой его точке. После этого будет произведена триангуляция (разделение на треугольники) полигона.



  Более сложные полигоны в режиме Complex Polygon создаются следующим образом: создается внешняя граница полигона, как и в режиме Polygon; внутри этих границ создаются дополнительные полигоны.
  После создания внешней границы становятся доступными дополнительные опции:
  • Fill - создаваемый внутренний полигон будет заполнен треугольниками;
  • Hole - внутренний полигон будет отверстием;
  • End Line - завершить линию (если она должна быть незамкнутой);
  • Triangulate - Произвести триангуляцию.


  Если отмечена опция Face To Front, созданные треугольники будут обращены лицевой стороной к проекции, в которой они были созданы. В противном случае ориентация полигона будет зависеть от порядка следования вершин. Во всех режимах доступна опция Two-sided, при включении которой треугольники будут создаваться в двух экземплярах, с разной ориентацией лицевой стороны.



Plane Tool



  Данный инструмент создает плоский прямоугольник, ориентрованный лицевой стороной к текущей проекции.
  В полях Rows и Columns задаются количества сегментов соответственно по высоте и ширине. Опция Turn Edge задает способ поворота диагонального ребра:
  • No - без поворота ребра;
  • Each Row - поворот каждый ряд;
  • Each Column - поворот каждый столбец;
  • Each Column And Row - поворот каждый ряд и столбец.
  Опция Invert инвертирует опцию Turn Edge.

  В поле Preview отображается вид создаваемой плоскости.

  Чтобы создать плоскость, удерживайте нажатой левую кнопку мыши и переместите указатель в любом из 2D-вьюпортов.



Box Tool



  Этот инструмент создает прямоугольный параллелепипед (бокс).
  Создание бокса осуществляется в несколько шагов (в зависимости от опций). По умолчанию этот процесс состоит из двух шагов. На первом указывается ширина и высота (Width и Height) (посредством растягивания прямоугольника в 2D-вьюпорте), на втором - длина (Length).   Если значение Fillet segs больше нуля, добавляется третий шаг, на котором указывается значение Fillet (сглаживание краев):

  Бокс со сглаженными краями (Fillet segs = 3):



  Опции Height Stacks, Width Stacks и Length Stacks позволяют задать количество сегментов соответственно по ширине, высоте и длине.

  При включенной опции Cube высота, ширина и длина при создании бокса будут равны.

  Текущие высота, ширина, длина и значение параметра сглаживания отображаются в строке состояния.



Sphere Tool



  Этот инструмент создает сферу.
  Доступно два алгоритма построения сферы: Sphere и GeoSphere:



  В режиме Sphere задается количество сторон (Sides) и вертикальных сегментов (Stacks). В режиме GeoSphere выбирается число итераций (Iterations): чем больше это число, тем больше треугольников будет содержать сфера.

  Чтобы создать сферу, удерживайте нажатой левую кнопку мыши и переместите указатель в любом из 2D-вьюпортов. Положение сферы при этом зависит от опции Creation Method.



Cylinder Tool



  Этот инструмент создает цилиндр.
  Для цилиндра доступны следующие параметры:
  • Stacks - сегменты по высоте;
  • Sides - стороны;
  • Fillet Segs - сегменты сглаживания;
  • Cap Segs - сегменты верхней и нижней грани.
  Примеры цилиндров с разными значениями параметров:



  Опция Cap Type определяет тип триангуляции верхней и нижней граней цилиндра:



  Положение цилиндра при его создании задается опцией Creation Method.



Tube Tool



  Этот инструмент создает полую трубу.
  Для трубы доступны следующие параметры:
  • In Stacks - сегменты по высоте на внутренней стороне трубы;
  • In Sides - стороны на внутренней стороне трубы;
  • Out Stacks - сегменты по высоте на внешней стороне трубы;
  • Out Sides - стороны на внешней стороне трубы;
  Труба создается в три шага: два шага для задания внутреннего и внешнего радиуса (внутренним считается меньший), один - для длины.

  Если внутренний радиус трубы намного меньше внешнего, полезно уменьшить количество сторон на внутренней стороне чтобы понизить общее число треугольников.

  Положение трубы при ее создании зависит от опции Creation Method.



Torus Tool



  Этот инструмент создает торус.
  Для торуса доступны следующие параметры:
  • Sides - количество сторон;
  • Segs - количество сегментов;
  пример торуса с параметрами Sides=12, Segs=12:



  Положение торуса при его создании задается опцией Creation Method.



Lathe Tool



  Этот инструмент создает фигуру вращения по заданному контуру:



  Количество сторон фигуры задается парметром Sides.

  Угол поворота задается параметром Angle и по умолчанию равен 360 (полный оборот). Если угол меньше 360, в фигуре появляется разрез. Триангуляция разреза контролируется опцией Triangulate Slice.



  Доступны два режима редактирования:
  • Outline - редактирование контура;
  • Axis - перемещение оси вращения;
  Опция Axis Orientation позволяет выбрать ориентацию оси: Vertical и Horizontal.

  Опция Smoothing Group позволяет заранее назначить сегментам контура определенную группу сглаживания. Соответственно сегменты окрашиваются в один из цветов.

  Фигура создается при замыкании контура, либо по нажатию кнопок Create или Close & Create. Последняя замыкает контур перед созданием фигуры.

  Если контур не замкнут, то фигура может получится "вывернутой наизнанку". Чтобы исправить ее выберите функцию Edit -> Reverse Vertex Order.



Loft Tool



  Данный инструмент может использоваться для разных целей. Он аналогичен многократному применению функции Extrude по заданному пути (контуру).

  Для создания фигуры необходимо задать контур и сечение. По умолчанию сечение представляет собой окружность, количество сторон которой задается параметром Sides.

  Вы также можете изменить форму сечения. Для этого кликните левой кнопкой мыши по области просмотра сечения. Это приведет к открытию диалогового окна Section Editor.



  Инструменты этого диалогового окна позволяют перемещать, вращать и масштабировать сечение относительно центра. Также можно отразить сечение по горизонтали и по вертикали. С помощью инструмента Move Vertex можно перемещать курсором мыши отдельные вершины сечения.

  При создании контура доступны следующие режимы:
  • Outline - редактирование контура;
  • Fillet - изменение величины сглаживания на углах контура;
  • Section Scale - масштабирование сечения;
  • Section Rotate - вращение сечения;
  Все редактирование производится в 2D-вьюпортах. Контур создается кликами левой кнопки мыши. Отдельные точки контура можно перемещать удерживая левую кнопку мыши. Масштабирование, вращение и сглаживание углов производится перемещением указателя мыши при нажатой левой кнопке.

  Параметр Fillet Segs задает количество сегментов сглаживания на углах контура.

  Опция Close Caps включает триангуляцию крайних граней фигуры.

  Когда фигура готова, нажмите кнопку Create чтобы создать ее.

  С помощью кнопки Close Outline можно замкнуть контур, соединив его первую и последнюю точку.

  Примеры фигур, созданных с помощью инструмента Loft Tool:





Mapping Tool



  Этот инструмент предназначен для проецирования текстурных координат, а также автоматической текстурной развертки.

  Перед использованием инструмента необходимо выделить треугольники, для которых будут расчитываться текстурные координаты.

  Доступно три вида проекции текстуры:
  • Planar - планарная проекция;
  • Cylindrical - цилиндрическая проекция;
  • Spherical - сферическая проекция.
  Ориентация плоскости, цилиндра или сферы задается опцией Projection (если нужно сориентровать по одной из ортогональных проекций), либо вручную посредством преремещения указателя мыши с нажатой левой кнопкой в одном из 2D-вьюпортов.
  Также есть возможность ориентации по нормали к любой поверхности модели. Для этого наведите указатель на нужную поверхность в перспективном (3D) вьюпорте и кликите по нему левой кнопкой мыши.



  Чтобы применить проекцию текстуры, нажмите Remap.

  В инструменте также доступна автоматическая текстурная развертка, для которой используется два алгоритма:
  • Unfold - все треугольники поворачиваются к одной плоскости, образуя один непрерывный элемент;
  • Flatten - треугольники делятся на разные элементы и для каждого из них делается планарная проекция;

  После нажатия на кнопку одного из вариантов автоматической развертки открывается диалоговое окно, в котором видна полученная развертка. Пример развертки цилиндра:



  Нажав на кнопку Next можно выбрать следующий треугольник в качестве начального. Это в некоторых случаях позволяет улучшить вид развертки.
  Чтобы применить развертку, нажмите Ok. Или Cancel чтобы отменить.

  В режиме Flatten это диалоговое окно имеет также параметр Max. Angle, который определяет максимальный угол, при котором треугольники могут принадлежать одному элементу.

  Как правило этот инструмент используется в комбинации с ручным редактированием текстурных координат (См. Редактор текстурных координат).








Назад к оглавлению